Новости

Кто не слышал о "Диснейленде"?

Наверное, нет на планете сегодня человека, который бы не слышал о парках развлечений «Диснейленд».

 Это название известно каждому. Оно ассоциируется с праздником жизни, потрясающими аттракционами, захватывающими приключениями и красочными спектаклями.

«Диснейленд» и многие другие тематические парки призваны удовлетворять одну из базовых потребностей человека — потребность в отдыхе и развлечениях. Парки делают наш досуг более содержательным, открывая возможность познания окружающего мира в процессе развлечений.
После феноменального успеха «Диснейленда» в США тематические парки появились во многих странах мира — «Астерикс» и «Фютюроскоп» во Франции, «Порт Авентура» в Испании, «Страна муми-троллей» в Финляндии, «Леголенд» в Дании, «Земля мифов» в Испании, «Дубайленд» в Объединенных Арабских Эмиратах, «История Африки» в Нигерии, «Эверленд» в Южной Корея, «Сиам Парк Сити» в Таиланде, «Кидзания» в Мексике и многие-многие другие. Началось триумфальное шествие тематических парков по планете. 
В наши дни под тематическим парком понимается крупный парк отдыха с аттракционами, ресторанами, магазинами, отелями, всевозможными развлечениями и анимациями для широкой публики и туристов, детей и взрослых. Основополагающей идеей таких парков стало «производство праздника».
Тематический парк, как правило, состоит из нескольких зон: развлекательной – собственно «земли» или «страны» («Земля приключений» или «Страна будущего»), буферной – в виде аллеи кафе, сувенирных магазинов, отелей и т.п., и административной («мозговой центр»). Большинство таких парков превращаются в полноценные региональные туристские кластеры.
Чаще всего тематический парк строится на основании определённой темы (это может быть сказочный персонаж, реальный человек, интересная профессия и т.д.). Выделяются четыре вида тематических парков: парки курортного типа, региональные, городские и узкоспециализированные парки. 
Специализированные парки рассчитаны на узкие сегменты рынка и отличаются большим разнообразием контингента посетителей, тематики, местоположения (как в городе, так и за его пределами). Например, в 2001 г. в Орландо (США) открылся парк «Холи Лэнд Экспириенс» (Holy Land Experience – Святая земля), посвященный жизни Иисуса Христа и Святой Земле. Другой парк этой категории – «Бонфанте Гарденс» (Bonfante Gardens – Сады Бонфанте) в Калифорнии развивает тему садоводства и знакомит посетителей с ролью деревьев в нашей повседневной жизни. В филадельфийском парке «Сезам Плэйс» (Cesame Place – Местечко Сезам) реализуются образовательные программы для детей в возрасте от 2 до 13 лет с участием любимых персонажей. 
По посещаемости такие парки могут опережать даже всемирно известные памятники истории и культуры. Так, один из крупнейших художественных музеев мира Лувр ежегодно посещает более 8 млн человек, Эйфелеву башню — около 7 млн. Однако эти цифры меркнут в сравнении с числом посетителей тематических парков. Так, парижский «Диснейленд» принимает за год около 13 млн человек, калифорнийский — 14 млн, а тематический парк «Мэджик Кингдом» во Флориде — более 17 млн человек. Стабильный рост их посещаемости отмечается во всех регионах мира.

А что в России?

В нашей стране тоже предпринимались попытки создания детских парков, но в значительно меньших масштабах, чем тот же «Диснейленд».

 В 1980-90-х гг. были очень популярны «Поляна Сказок» в Ялте, небывалый ажиотаж и эмоции у детворы вызывали передвижные Луна-парки, переезжавшие из города в город с различными техническими аттракционами и небольшими анимационными представлениями. 
Ещё раньше в СССР предпринимались попытки создания детских городских парков, строились детские железные дороги. Примечательно, что проект грандиозного детского парка в Москве был разработан на 20 лет раньше, чем появился первый «Диснейленд». В 1932 г. к 40-летию общественной и литературной деятельности Максима Горького Центральному парку культуры и отдыха было присвоено имя «буревестника революции». Территорию парка расширили за счёт Нескучного сада, а для перспективного развития зарезервировали Ленинские горы и даже заболоченный в то время район Лужников на противоположном берегу Москвы-реки. Грандиозный проект предусматривал строительство Палеонтологического парка-музея на месте современного Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Со смотровой площадки Ленинских гор должен был открываться вид на Лужники, превращённые в ожившую карту мира. Там, по замыслу проектировщиков, по рукотворным морям и океанам между континентами с образцами ландшафтов и уменьшенными моделями известных достопримечательностей должны были плавать лодки с отдыхающими, а по воздуху – проноситься вагончики канатной дороги через реку и прогулочные дирижабли с педальным приводом. Если бы проект был реализован, ЦПКиО им. Горького стал бы первым тематическим парком в мире. Но из задуманного удалось создать немного — «Остров танцев» на Голицынском пруду, Москву-реку украсили гранитные трибуны, а у Нескучного сада появились живописные лесенки и водные мини-каскады. В 1970-е гг. в парке прошла большая международная выставка аттракционов, благодаря которой москвичи и гости столицы узнали об «американских горках» и всевозможных игровых автоматах. В 1980-е гг. возникла идея аттракциона «Земля из космоса».  

Но, к сожалению, в нашей стране, как всегда, не хватило ни денег, ни силы воли для того, чтобы развить и воплотить в реальность имевшие место действительно стоящие идеи по созданию тематических парков развлечений. И сегодня в России, за исключением разве что нескольких крупных курортных аквапарков, сколь-либо значимых и крупных тематических парков развлечений с соответствующей инфраструктурой и уровнем сервиса, увы, нет. Для самой большой страны мира это можно считать очень крупным упущением, особенно в аспекте стремления развивать внутренний и въездной туризм, чем озабочено сегодня Министерство культуры в целом и Федеральное агентство по туризму, в частности. В том, что потребность в таких парках у современного российского общества имеется, говорит такой факт, что ежегодно рост числа граждан нашей страны, посещающих парижский «Диснейленд», составляет до 40% в год. Значительным спросом у наших сограждан пользуются и услуги испанского парка «Порт Авентура». А если добавить к этим показателям потенциальную аудиторию граждан, путешествующих преимущественно по собственной стране, то мы увидим наличие огромного т.наз. «отложенного спроса» на услуги, которые просто отсутствуют в стране. Эксперты оценивают общую емкость отечественного рынка парковых развлечений в 3,5 млрд руб. в год. Так, проведённый среди москвичей специалистами маркетингового агентства «Степ-бай-степ» опрос показал, что 17% респондентов предпочитают всем остальным развлечениям посещение парков аттракционов (за неимением тематических парков).

В нашей стране экономически целесообразным принято считать создание небольших тематических парков вблизи крупных региональных центров. Хорошее начало их развитию положили «Парк экстрим» и «Сафари парк» (Московская область), парки аттракционов «Диво-остров» (Санкт-Петербург) и «Капитан Врунгель» (Геленджик). Имеется ряд нереализованных пока проектов по созданию тематических парков в Москве на территории усадьбы князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» («Парк исторических развлечений»), под Санкт-Петербургом (тематический парк «Жар-птица» с архипелагом искусственных островов в акватории Финского залива), в Краснодарском крае (парк миниатюр «Виват, Россия»), в Екатеринбурге и др. Но пока реализация или окончание всех этих проектов существенно застопорилось ввиду экономического кризиса и политико-экономических санкций против России со стороны стран Запада.


 

«Гавань Вероники»

Новый грандиозный проект тематического парка в Подмосковье самое главное – это идеология создаваемого проекта. В этом отношении «Гавань Вероники» запроектирована как уникальный масштабный культурный объект всероссийского масштаба.

Но, вопреки влиянию кризиса и санкций, энтузиасты на Руси не останавливаются в своих идеях и способах их реализации. С 2017 г. в Мытищинском районе Московской области, вблизи дер. Шолохово начаты подготовительные работы по реализации грандиозного проекта тематического парка «Гавань Вероники». 

Это специализированный парк, создающийся по уникальной для России тематической концепции отображения всего регионального многообразия территории страны – от Калининграда до Владивостока через визуализацию наиболее известных, интересных и привлекательных достопримечательностей отдельных регионов. Посетитель парка сможет совершить путешествие по всей стране, посетив вместе с «жителями парка» – девочкой Вероникой и её друзьями – в моделированно-реальном и виртуальном виде самые интересные достопримечательности России.

Персонажи-«жители» парка – это маленькая девочка Вероника из Калининграда, её любимый плюшевый медведь Потап – бывалый Капитан Дальнего Плавания, тигрёнок Амур и шебушная птичка Баклан. Согласно сюжетной истории, Вероника из рассказа своего папы услышала о далёкой и романтической Гавани, где живёт солнце. И ей очень захотелось ее увидеть. Она со своими друзьями отправляется в дальнее путешествие с целью непременно найти солнце. Путешествие предстоит нелёгкое: путь к таинственной Солнечной Гавани лежит через всю страну, целую массу невероятных и познавательных приключений, географических открытий, научных изысканий, пёстрый пласт различных этнических культур и целый слой исторических эпох. Плюшевый медвежонок на время всего путешествия превратится в бывалого Капитана Дальнего Плавания Потапа, совершенно безобидный тигрёнок Амур научится постоять за себя и своих друзей, а присоединившийся к путешественникам по пути болтливый и хвастливый Баклан будет хранить тайну своего корыстного интереса к предприятию. Путешествие будет проходить на удивительном и фантастическом транспортном средстве – Подсолнечной Лодке «Жар-Птица», работающей на солнечном свете, солнечном ветре и солнечной энергии. И он умеет не только плавать… Сами Герои говорят про него так: «Это – Прыго-Бего-Плаво-Ныро-Верто-Махо-Космо-Темпо-Лёт!» Другими словами, необычный аппарат умеет прыгать, бегать, плавать, нырять, вертеть лопастями, махать крыльями (т. е. летать) что помогает ему в итоге вполне успешно покорять любое водное, воздушное или космическое пространство и даже перемещаться во времени (функция «Темпо»). Иногда, и это бывает очень смешно, машина умеет применять несколько различных двигательных функций одновременно, при чём в различных комбинациях, в зависимости от условий и обстоятельств пути.   Но самое главное – это идеология создаваемого проекта. В этом отношении «Гавань Вероники» запроектирована как уникальный масштабный культурный объект всероссийского масштаба, главной целью которого является содействие развитию внутреннего туризма, просвещению подрастающего поколения в области географии, истории родной страны, формированию чувств гордости за свою Родину, воспитанию патриотизма и интернационализма. Аналогов такого проекта на всём пространстве России и ближайших стран-соседей сегодня не существует. 

Мы все с вами, уважаемые читатели, удостоены Великой Чести жить в России – величайшей стране современности с богатейшим культурным, духовным, историческим достоянием. Многие поколения жителей нашей страны создали и подарили нам в наследство очень богатую материально, культурно и духовно страну. И лицезреть образы «страны-планеты» в широчайшем их спектре и многообразии смогут посетители парка «Гавань Вероники» в ходе своеобразного весёлого путешествия с Вероникой и её друзьями. И это путешествие в парке предоставит посетителям возможность не только получить наслаждения от эмоций, вызванных техническим превосходством парка, но и получить эстетическое и моральное удовлетворение от знакомства с культурой, гражданской героической историей географических открытий, с восхитительной географией и бескрайними масштабами России.

Сотрудниками Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТИС) разработана концепция функционально-планировочной структуры территории будущего парка, согласно которой все его пространство будет разбито на 15 географических и 6 тематических зон. Основной принцип географического зонирования территории парка «Гавань Вероники» – репрезентация всех регионов страны, различающихся ландшафтными, климатическими, ботаническими, этнографическими особенностями, имеющие уникальные объекты мирового значения – природного, историко-культурного, нематериального наследия.