Мой блог

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПАРКОВ
Мир развлечений – одна из важнейших сторон повседневной жизни человека, существенно влияющая на состояние общества. Необходимость в развлечениях и играх появляется у человека сразу после удовлетворения первичных потребностей. Известный древнеримский тезис «хлеба и зрелищ» можно считать циничным, но тем не менее именно за «зрелища» человек всегда готов платить.  Создание специальных условий для развития развлекательной сферы привело к появлению в мире достаточно мощной индустрии, которая в её современном виде сложилась к концу XX века.

     Северная Америка занимает особое место на мировом рынке тематических парковых развлечений. Она лидирует в мире по посещаемости тематических парков, величине их доходов и размеру вложенных в них инвестиций, инновативности и уникальности аттракционов, разнообразию тематик и программ пребывания посетителей в парках. В этой сфере Северная Америка является «законодателем моды» для других регионов. Современный сектор тематических парков в США и Канаде имеет зрелые формы и характеризуется особой устойчивостью по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам.
В Европе, по самым приблизительным оценкам, построено около двух десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков. Наиболее известные из них принимают от 2 до 12 млн посетителей в год каждый.  Среди европейских тематических парков специалисты выделяют несколько поколений.  Целая группа парков Европы имеют многолетнюю историю, корнями уходящую в XVI– XVII вв. («Бакен» и «Тиволи Гарденс» в Копенгагене, «Грона Лунд» в Стокгольме, «Лизеберг» в Гетеборге, «Парк Пратера» в Вене, и др.) – т.наз. «протопарки», или парки БалтийскоСредиземноморского поколения.
Интенсивное развитие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), повышение покупательной способности и в целом уровня жизни населения, растущий средний класс – все это способствовало бурному росту тематических парков в регионе, который часто называют «регионом будущего». Уже сегодня он занимает первое место в мире по количеству тематических парков, обогнав Северную Америку (соответственно 35 и 31% общего их количества в мире), и второе – по их посещаемости. Азиатско-Тихоокеанский регион продолжает демонстрировать самые высокие темпы роста индустрии тематических парковых развлечений в мире.

Тенденция последних десятилетий состоит в расширении географии тематических парков в мире. Они функционируют не только в Северной Америке, зарубежной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подъем паркового дела наблюдается и в других регионах мира. Среди них особо выделяется Латинская Америка, где этот процесс проявляется в разных формах. Так, в 1999 г. на мексиканский рынок парковых развлечений вышел один из самых крупных в мире североамериканский парковый оператор «Сикс Флэгс». Происходят положительные изменения в работе главного латиноамериканского оператора тематических парков «Корпорасьон Интерамерикана де Энтретенимьенто». Растёт число частных инициатив по созданию парков в Бразилии при их всемерной государственной поддержке.

На Ближнем Востоке ключевую роль в развитии тематических парков играет эмират Дубай в ОАЭ – крупнейший торговый, финансовый и туристский центр в регионе. Здесь реализуется сразу несколько широкомасштабных проектов, в том числе один из самых амбициозных – строительство района «Дубайленд» (Dubailand). По замыслу архитекторов это дубайское «чудо» будет представлять собой новый город в черте уже существующего.

Глобальная тенденция к строительству тематических парков в последние годы начала проявляться и в России. Общая ёмкость отечественного рынка парковых развлечений оценивается в 3,5 млрд руб. в год. По объёму сборов и числу аттракционов лидирует Центральный округ – разумеется, благодаря Москве. Так, проведённый среди москвичей специалистами маркетингового агентства «Степ-бай-степ» опрос показал, что 17% респондентов предпочитают всем остальным развлечениям посещение парков аттракционов (за неимением тематических парков), а 41% бывают в них чаще одного раза в месяц.

Современные тематические парки играют большую роль в формировании социального пространства. Основополагающей идеей тематических парков стало «производство праздника». Они получили глобальное распространение и оказывают заметное влияние на культуру населения, динамику социальных процессов, региональное развитие, экономику и т.д.

Тематические парки относятся к категории развлечений, которая привязана к определенному месту (location based entertainment). Это означает, что людям нужно прийти в парк, чтобы получить доступ к его услугам. Если концерты и фильмы еще можно посмотреть из дома, то парк аттракционов всегда требует от своих посетителей реального присутствия

.

Вопрос о разграничении понятий «тематический парк» и «парк развлечений» возник сразу после появления первого «Диснейленда» (названного по фамилии его создателя, выдающегося американского мультипликатора У. Диснея — Disneyland — Страна Диснея). В нем была воплощена новая революционная концепция паркового дела, в результате чего парк приобрел индустриальные черты.

Процесс формирования и развития тематических парков привел к формированию значительного их разнообразия. В основу их разделения на типы могут быть положены разные признаки. Чаще всего парки различают по их размерам, что определяется количеством посетителей, площадью парковой территории или численностью работников. Также парки различают по контингенту посетителей: парки курортного типа, региональные, городские и узкоспециализированные.

Тематические парки стали популярными достопримечательностями для развлечений, полета детской фантазии и получения острых ощущений. Время, проводимое в развлекательных тематических парках – один из наиболее популярных видов досуга среди людей во всем мире, особенно для семей с детьми. Они также являются крупными «производителями денег». В Соединенных Штатах Америки доходы от развлекательных и тематических парков в 2016 г. составили около 20,49 млрд. долл. США, и ожидается, что в будущем этот показатель будет только расти. К числу компаний-операторов ведущих мировых тематических парков Walt Disney, Universal Studios и Merlin Entertainme.


 В течение последних 20 лет тематические парки претерпевают значительные изменения. Тенденции, которые в ближайшие годы будут определять пути развития отрасли тематических парков развлечений:

Принято считать, что индустрия тематических парков возникла в 1955 г., когда в г. Анахайм (шт. Калифорния, США) открылся «Диснейленд». Между тем появлению первого тематического парка предшествовала долгая предыстория, подготовившая почву для расцвета этих учреждений досуга. Их истоки уходят в глубь времен к средневековым европейским ярмаркам и красочным карнавалам, а также «садам удовольствий». При всех различиях эти площадные увеселения и «сады удовольствий» имели много общего, прежде всего в том, что касается представлений о мире.

Начиная со второй половины XVII в. в Европе появляются новые формы организации и проведения досуга. Возникают приморские лечебные курорты, уличные театрализованные представления перемещаются в специально построенные здания — современного вида театры, а площадные забавы с участием скоморохов разного рода и ранга, великанов и карликов, «ученых» зверей постепенно уступают место бродячим циркам.

Большое влияние на появление и развитие тематических парков оказали всемирные выставки. Некоторые парковые аттракционы — «Великие мгновения с мистером Линкольном», «Этот маленький мир», «Древние динозавры» — У. Дисней создавал для Всемирной выставки-ярмарки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 г. После ее окончания они заняли достойное место в тематическом парке.

Огромную роль в появлении тематических парков сыграл кинематограф. Всемирная выставка 1900 г. в Париже, которая подвела итог целому столетию и открыла новую эру в истории человечества, продемонстрировала огромные возможности и силу воздействия кинематографа.

Братья Люмьер — родоначальники кино — установили в выставочной «Галерее машин» гигантский киноаппарат и показывали свои фильмы. Люмьеровские сеансы собирали свыше 5 тыс. человек ежедневно. Наибольшей популярностью пользовался ролик «Прибытие поезда на вокзал». Поезд, подъезжавший к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители испытывали шок и в испуге вскакивали с мест. Именно этот фильм принес широкую известность новому зрелищу. В скором времени кинематограф стал явлением мировой культуры.

Блэкганг Чайн (Blackgang Chine), основанный в 1843 году предпринимателем Александром Дабеллем на острове Уайт в Великобритании, считается старейшим существующим до сегодняшнего дня тематическим парком в мире. 
Первым тематическим парком Америки считается Knott Berry Farm. Он эволюционировал от традиционного парка развлечений в тематический парк. В 1920-х годах, Уолтер Нотт и его семья занимались продажей ягод в обычном киоске вдоль дороги. Успешный бизнес позволил на месте киоска построить кафе. На протяжении нескольких лет люди стояли в очереди на обед, иногда несколько часов. Чтобы как-то развлечь людей в очереди, в 1940 году Уолтер Нотт построил город-призрак, переместив здания из заброшенных городов Калифорнии и Аризони. В 1968 году Нотт огородил територию фермы и впервые начал взимать деньги за вход.

«Диснеезация» (Disneyfication, Disneyization, а также McDisneyization) – это неологизм, появившийся благодаря компании Уолта Диснея. Он описывает такое распространение принципов диснеевских парков в обществе и такое влияние на него, что реальный мир становится похож на тематический парк. 
В 1996 г. Ш. Зукин впервые использовала этот термин в книге «Культура городов» для описания современных процессов, происходящих в американском обществе. Его использовали и другие социологи для описания трансформации урбанизированного пространства.

Уолт Дисней родился в Чикаго в многодетной семье бедных выходцев из Ирландии. Некоторые исследователи его жизни и творчества отходят от официальной версии и приводят факты, свидетельствующие об испанских корнях гениального мультипликатора. Каковы бы ни были подлинные имя и фамилия этого человека, дата и место рождения, главное другое — он пробил себе дорогу в жизни и добился успеха исключительно благодаря поразительной силе природного таланта, знаниям и упорному труду. Его путь к вершине славы был весьма тернистым. Предаваемый друзьями и работниками открытой им студии, периодически оказывавшийся на грани разорения, преследуемый нервными срывами, из каждого такого испытания судьбой Уолт Дисней выходил победителем. Он вскоре вновь загорался оригинальными, еще более смелыми идеями и в очередной раз поднимался на олимп славы, чтобы вписать новую страницу в историю искусства и культуры в целом.