Уолт Дисней родился в Чикаго в многодетной семье бедных выходцев из Ирландии. Некоторые исследователи его жизни и творчества отходят от официальной версии и приводят факты, свидетельствующие об испанских корнях гениального мультипликатора. Каковы бы ни были подлинные имя и фамилия этого человека, дата и место рождения, главное другое — он пробил себе дорогу в жизни и добился успеха исключительно благодаря поразительной силе природного таланта, знаниям и упорному труду. Его путь к вершине славы был весьма тернистым. Предаваемый друзьями и работниками открытой им студии, периодически оказывавшийся на грани разорения, преследуемый нервными срывами, из каждого такого испытания судьбой Уолт Дисней выходил победителем. Он вскоре вновь загорался оригинальными, еще более смелыми идеями и в очередной раз поднимался на олимп славы, чтобы вписать новую страницу в историю искусства и культуры в целом.

За свои заслуги Уолт Дисней получил свыше 700 знаков отличия, почетные степени Гарвардского и Йельского университетов, рекордное количество (29) премий «Оскар» и четыре «Эмми», орден Почетного Легиона и др. Итог всей его жизни и творчества подвела газета «Нью-Йорк Таймс» в опубликованном 16 декабря 1966 г. некрологе: «Когда Уолт Дисней только начинал, весь его капитал составляли весьма скромный талант рисовальщика, живое воображение, которое каким-то образом совмещало в себе все качества, присущие воображению других людей, и нечеловеческая решимость добиться успеха; и он стал одним из величайших людей Голливуда. Это был гениальный новатор, плоды его гения неисчислимы, он мог осуществлять четкий личный контроль над своими широко разрастающимися предприятиями, его рука всегда была на пульсе зрителя. Говоря коротко, он еще при жизни стал Легендой».

Уже в детском возрасте проявились главные личностные качества Уолта Диснея, позволившие ему добиться всеобщего признания, — это поразительная целеустремленность, невероятная одержимость и упорство. Рисовать У. Дисней начал рано, и эту страсть он пронес через всю жизнь. С самого начала ему пришлось преодолевать разные препятствия: неодобрительное отношение отца к увлечению ребенка, отсутствие карандашей и бумаги, считавшихся непозволительной роскошью в бедной семье. В четыре года Уолт нашел смолу и, вооружившись палкой, сделал рисунок на стене собственного дома. Вероятно, это был самый первый набросок будущего маэстро. Через несколько лет Уолт неожиданно получил от соседа гонорар, по тем временам немалый, за «портрет» его лошади, а спустя еще некоторое время стал расплачиваться своими рисунками с местным парикмахером за стрижку. В школе любимым предметом Уолта было рисование. Он научился фотографировать и принимал активное участие в выпуске школьной газеты. По вечерам посещал занятия в чикагской Академии изящных искусств. Потом он закончил курс газетных карикатуристов, где учили  нестандартному мышлению, забавным нарушениям привычной логики и лаконичной манере изложения. У. Дисней не получил фундаментального образования, его университетами была сама жизнь. Приобретенный за стенами учебных заведений жизненный опыт стал ключом к успеху. По окончании средней школы осенью 1918 г. юноша попытался поступить на военную службу: шла Первая мировая война. Но в 16 лет в армию не брали. Тогда Уолт, приписав себе лишний год, пошел работать добровольцем в Красный Крест. Целый год он провел за рулем санитарной машины, ставшей местной достопримечательностью, так как вместо камуфляжа Уолт покрыл ее забавными рисунками и карикатурами. После окончания войны У. Дисней приступил к созданию анимационных фильмов, принесших ему мировую славу. Поворотным пунктом в творческой биографии мультипликатора считается появление веселого мышонка Микки-Мауса, за создание которого в 1932 г. У. Дисней получил премию «Оскар». «Творческий процесс — это 99 процентов пота и 1 процент вдохновения» — это известное изречение выдающегося американского изобретателя и предпринимателя Т.А. Эдисона имеет самое непосредственное отношение к деятельности У. Диснея. Открыв собственную киностудию, он всецело отдался работе. Забывал об отдыхе, семье, других радостях жизни. Его титаническая работоспособность поражала окружающих. Реализуя замысел, он мог неделями не выходить из студии, оставаясь в ней ночевать, трудился до полного изнеможения. После таких периодов сверхпродуктивного творчества он каждый раз оказывался на грани нервного истощения и вынужден был брать продолжительный отпуск для восстановления физических сил.
У У. Диснея было необычайно развито чувство нового. Его фантазия не знала границ. Он постоянно развивал сюжеты, придумывал новых героев, населял созданный им сказочный мир удивительными добрыми и смешными персонажами — счастливый кролик Освальд, неунывающий Микки-Маус, задира и неудачник утенок Дональд Дак, пес Плуто и др. Уже в начале 30-х гг. прошлого столетия отчетливо проступили главные черты художественного метода У. Диснея, основанного на принципе антропоморфизма — очеловечивания животных. Герои его мультфильмов наделялись типичными чертами и психикой среднего американца. У. Дисней реформировал американскую мультипликацию, возродив в ней лучшие традиции комической школы. 

В перечне диснеевских успехов слово «первый» встречается постоянно. У. Дисней первым осознал большие выразительные возможности движения в анимационных фильмах. Для его передачи требовались неуемная фантазия, изобретательность и мастерство. Он одним из первых перешел к производству цветных фильмов при помощи разработанного в США метода «Техниколор». Особой любовью зрителей пользовалась его цветная лента «Три поросенка» (1933 г.), поставленная по мотивам английской сказки. В условиях экономического кризиса и последовавшей за ним Великой депрессии картина служила утешительным средством, предлагая в качестве рецепта индивидуального спасения деловитость и трудолюбие. К середине 1930-х гг. фильмы У. Диснея завоевали не только американский, но и мировой кинорынок и стали оказывать эстетическое влияние на развитие мультипликационного кино во многих странах.

В конце 1930-х — начале 1940-х гг. У. Дисней открыл новую страницу в истории мультипликации. Начиная с картины «Белоснежка и семь гномов» он обращается к полнометражным картинам. На специально оборудованной студии-фабрике вслед за «Белоснежкой» снимаются полнометражные рисованные фильмы «Пиноккио», экспериментальный фильм «Фантазия», «Дамбо» и пользовавшаяся особым успехом у зрителей поэтическая сказка об олененке— фильм «Бэмби». 
После Второй мировой войны, во время которой студия Диснея выпускала заказные пропагандистские и учебно-инструктивные ленты, он продолжил снимать полнометражные рисованные фильмы. Затем постепенно переключился на производство документальных видовых серий — «Люди и страны», «Приключения из жизни» (наблюдение за животными), а также игровых коммерческих фильмов. Прочные отношения связывали У. Диснея с телевидением, для которого он создал много фильмов и разных программ. Телесериал «Диснейленд» шел, меняя название, в течение 29 лет, а в знаменитом «Клубе Микки-Мауса» побывали почти все звезды американского кино, театра и эстрады. У. Дисней основал первую школу художников-мультипликаторов, а его подпись стала самым известным автографом и фирменным логотипом.

Одно из главных предпринимательских качеств — готовность к риску. У. Дисней рисковал каждый раз, начиная новую работу. Его жизнь — это постоянная борьба за выживание. Ее можно сравнить с «американскими горками», где провалы соответствовали периодам финансового неблагополучия, а вершины были увенчаны «Оскарами». У. Дисней пережил глубоких потрясений, в том числе восемь раз сталкивался с угрозой оказаться неплатежеспособным. Все это дает истинное представление об истории создания Империи развлечений Диснея. Его гениальные проекты реализовывались с невероятным трудом, часто не находя поддержки даже у самых близких людей и единомышленников. Так, грандиозный замысел — создание первого полнометражного мультипликационного фильма «Белоснежка и семь гномов» эксперты окрестили «сумасбродством Диснея». Работа над лентой длилась три года. Бюджет картины составил неслыханную по тем временам сумму — почти 1,5 млрд дол. Студия была не в состоянии оплачивать счета. Родственники обвиняли У. Диснея в том, что он хочет разорить семью. На этой почве У. Дисней перенес два нервных срыва, но упорно продолжал трудиться над картиной. Мультфильм вышел на экраны в конце 1937 г. Результат
превзошел все ожидания: 20 млн зрителей и рекордные кассовые сборы. «Белоснежка» была признана шедевром и удостоена премии Американской киноакадемии.

Последним значительным проектом У. Диснея было строительство огромного тематического парка «Диснейленд» в Калифорнии, «населенного» героями его мультфильмов. Как и многие другие замыслы Диснея, он был высмеян как «дешевый карнавал». Однако всеобщее неодобрение лишь усилило творческую энергию его создателя. «Если руководству нравятся мои проекты, я серьезно задумываюсь над тем, стоит ли за них браться. Если же они с порога отвергают мою затею, я берусь за дело немедленно», — говорил Дисней.
Проект «Диснейленда», как и всех последующих тематических парков, отличался высокой капиталоемкостью. Не случайно эти предприятия развлечений относятся к сектору «тяжелой» индустрии в туризме. Строительство «Диснейленда» обошлось в 17 млн дол. Совет директоров диснеевской студии отказался финансировать очередную «безумную забаву» мультипликатора. Чтобы начать работы, Дисней вынужден был продать загородный дом, занять 1 млн дол. по личному страховому полису, брать деньги взаймы у работников студии. Но средств на стройку все равно не хватало. Тогда он обратился к телекомпаниям и заключил договор с Эй-Би-Си, по которому получил 500 тыс. дол. и банковскую гарантию. В обмен на это У. Дисней открыл компании доступ к своей фильмотеке. На телевидении стала регулярно выходить программа «Уолт Дисней представляет…», приносившая ее создателю 5 млн дол. в год. Благодаря телевидению волшебный мир Диснея вошел в каждый американский дом. Кроме того, Эй-Би-Си получила долю собственности в тематическом парке и концессию на снабжение «Диснейленда» продуктами в течение десяти лет. Парк окупился в рекордные сроки, чистая прибыль превышала бюджет строительства в десятки раз.

При проектировании первого тематического парка, послужившего образцом для всех последующих, У. Дисней опирался на кинематографические каноны. Он выделил в парке несколько тематических зон (по аналогии со снимаемыми сценами), определил последовательность их прохождения (как бы «смонтировал» киноленту) и задал ритмику движения путем управления людскими потоками (организация фильма во времени). В «Диснейленде» посетитель в среднем находился в каждой тематической зоне один час, — столько же, сколько идет одна серия в телесериале.

Тематические парки не просто заимствовали киноязык, — кино как зрелище (часто с познавательным компонентом) пронизало их насквозь, а кинематографическая система организации зрелища была положена в их основу. Тематические парки можно сравнить с круговой кинопанорамой — таким видом кинематографа, который позволяет создать почти полную иллюзию присутствия зрителя на месте происходящего события, в его эпицентре. Идея показа движущихся изображений на замкнутом экране возникла уже в первые годы существования кинематографа. Первая круговая кинопанорама «Синеорама» была создана французским изобретателем Р. Гримуэн-Сансоном. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. он смонтировал под Эйфелевой башней павильон окружностью 100 м, стены которого служили сплошным экраном. В оставленных им мемуарах есть такие строки: «Я предполагал построить большой зал, формой напоминающий цирк… В центре помещалась гигантская гондола воздушного шара со всеми принадлежностями: якорем, канатами, мешком с балластом и веревочной лестницей… Десять киноаппаратов, расположенных звездообразно, должны были помещаться под гондолой. Предполагался центральный механизм для приведения их в действие и синхронизации таким образом, чтобы создавалась иллюзия совершенно непрерывной смены видов. Как только публика, поднявшись по маленьким боковым лесенкам, занимала места в гондоле, свет гасился. И тогда начинался чудесный полет. Вылетев из Парижа, воздушный шар должен был по очереди приземляться в Брюсселе, Лондоне, Барселоне, Тунисе. Аппараты должны были проецировать на стены фильмы, изображающие виды всех этих городов так, чтобы у зрителя получалось полное впечатление, что он объехал все эти города...» После трех очень успешных сеансов «Синеорама» была закрыта полицией из-за несоблюдения техники безопасности и несчастного случая с киномехаником.

Полвека спустя У. Дисней создал первую постоянно действующую круговую кинопанораму «Циркораму» (Circarama) с использованием лучших технологий того времени. Для демонстрации кругорамного фильма в калифорнийском «Диснейленде» было построено специальное здание с 38-метровым цилиндрическим экраном диаметром 12 м, высотой 2,4 и шириной 3,2 м. Зрители размещались в центре зала стоя и без помех могли рассматривать изображение. Премьера первого кругорамного фильма У. Диснея «Путешествие по Западу» состоялась в день открытия «Диснейленда» 17 июля 1955 г. Успех «Циркорамы» был несомненным. В 1960-е гг. она была заменена на более совершенную систему «Циркле-Вижн 360» (Circle-Vision 360), где демонстрировался последний кругорамный фильм, снятый при жизни У. Диснея, — «Прекрасная Америка».

Сегодня связь между тематическими парками и кинематографом стала еще крепче, чем раньше. Многие из крупнейших корпораций, управляющих тематическими парками, имеют непосредственное отношение к киноиндустрии или массовым коммуникациям. 

Средневековые ярмарочные увеселения и карнавалы, «сады удовольствий» и, позднее, классические парки развлечений, всемирные выставки и кинематограф — каждый из них внес определенную лепту в создание тематических парков, эпоха которых началась в середине 50-х гг. ХХ в. С тех пор многое изменилось, но осталось главное — стремление человека к чуду. Поэтому не иссякает поток людей в тематических парках, где мечта становится явью, а фантазия вторгается в повседневность.


Вы будете первым, оставившим свой отзыв! (Только для зарегистрированных пользователей)