Большое влияние на появление и развитие тематических парков оказали всемирные выставки. Некоторые парковые аттракционы — «Великие мгновения с мистером Линкольном», «Этот маленький мир», «Древние динозавры» — У. Дисней создавал для Всемирной выставки-ярмарки, проходившей в Нью-Йорке в 1964 г. После ее окончания они заняли достойное место в тематическом парке.
История всемирных выставок началась в середине XIX в. — в то время, когда стремительно развивавшаяся промышленность стала настоятельно требовать расширения рынка и поиска потенциальных потребителей для сбыта растущих объемов продукции. Они явились символом индустриализации, одной из наиболее эффективных форм информационно-культурного обмена и одним из важных путей укрепления торгово-промышленных связей. Выставки выполняли также просветительную функцию. Инициатором нового движения выступила Англия, где прошла первая «Великая выставка изделий промышленности всех наций 1851 года». По словам одного критика, ее цель состояла в том, «чтобы созвать… все народы мира, чтобы увидеть все, что человечеством создано великого, гениального, на всех разрозненных концах его».

Всемирные выставки стали значительным событием в материальной и духовной жизни как стран-участниц, так и общества в целом. Их устроители и экспоненты использовали все возможные способы, чтобы поразить воображение обывателя. Создавались уникальные проекты павильонов (построенная для выставки 1889 г. Эйфелева башня превратилась в символ Парижа), а выставлявшиеся в них технические новинки представляли любопытное зрелище. Инженеры старались привлечь внимание к опытным образцам паровозов, котлов локомобилей, насосов и сенокосилок путем их обильного и вычурного оформления. В большой моде были гипертрофированные экспонаты — гигантских размеров свечи, сахарные головы, пивные бутылки, статуи из серебра и соли, шоколада и золота. Всеобщий восторг посетителей вызывало необычное использование промышленных изделий или сырья. Например, на Всемирной выставке в Чикаго 1893 г. фасад земледельческого отдела был сделан из кукурузы; были выставлены сделанные из кукурузы скульптуры, даже знамена и гербы, мебель из гигантских натуральных тыкв и картофелин. Прототипом выставочного оборудования — витрин, стендов, подставок — в первое время служили шкафы и комоды, «горки» для фарфора, пюпитры для нот, балдахины из тканей, спальные ложа — элементы парадного интерьера.

Искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке; постепенно оформлялись принципиальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. Огромные размеры экспозиций вызвали необходимость создания специальных мест для отдыха с озеленением, фонтанами, бассейнами (впервые это было сделано на Парижской всемирной выставке в 1878 г.). Здесь же размещались театры, рестораны. Для покрытия колоссальных затрат на организацию выставок и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения, так называемые «гвозди программы». Особый интерес у публики вызывала разного рода экзотика в духе колониальных наполеоновских и английских войн: «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д. В индустрии выставочных развлечений широко использовались «оптические дворцы» с лабиринтами зеркал (превратившиеся позднее в комнаты смеха), мареорамы — движущиеся панорамы, изображавшие кругосветное путешествие, мизансцены со статистами в национальных костюмах разных стран, глобусы Галерона — гигантская вращающаяся модель небосвода с волшебным фонарем-стереоскопом и др. В итоге выставка как таковая отступала на второй план перед зрелищами.

Всемирные выставки внесли важную лепту в развитие индустрии развлечений и появление тематических парков. В этом отношении показательна Чикагская выставка 1893 г. Приуроченная к 400-летию открытия Колумбом Америки, она размещалась в живописной местности, на берегу озера Мичиган. Выставку посетили 27 млн человек. На площади 278 га, в 3 раза превышавшей площадь предшествовавшей Парижской выставки 1889 г., было возведено более 400 великолепных зданий. Павильоны и сооружения выставок нередко сами становились экспонатами, демонстрировавшими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства. Огромное число промышленных изделий, для размещения и удобного осмотра которых требовалось обширное, хорошо освещенное внутреннее пространство, большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов — все это приводило к поискам оригинальных архитектурных форм и технических приемов. Павильоны Чикагской выставки были выполнены из дерева, обработанного специальной штукатуркой. Белоснежный выставочный город, возвышавшийся и властвовавший над Чикаго, по своему облику резко отличался от обычных жилых кварталов. Здания дворцового типа в исторических архитектурных стилях с пышным декором соседствовали здесь с сооружениями, в которых были реализованы новаторские инженерные решения. Необычное зрелище манило и завораживало посетителей не меньше, чем представленные в павильонах экспонаты (например, машина, пришивавшая в час по 1 тыс. пуговиц на солдатские мундиры, и др.). Не случайно идея создания «Диснейленда» —
сказочной страны, где все были бы счастливы, родилась у У. Диснея после ознакомления с альбомом одной из всемирных выставок.

Тематические парки взяли на вооружение организационные принципы показа экспонатов, апробированные на всемирных выставках. Так, на Чикагской выставке наряду с главным павильоном, где были представлены все страны-участницы, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте сконцентрировали павильоны страны-организатора выставки (отдельных штатов США). Для удобства доставки посетителей на выставку была проложена надземная железная дорога, а по территории выставочного комплекса передвижение осуществлялось по механическим тротуарам, двигавшимся с постоянной скоростью и помогавшим управлять потоками людей. Ежедневно уличным транспортером пользовались до 10 тыс. человек. Многое на Чикагской выставке было сделано впервые: установлены санитарно-гигиенические требования к экспонентам и контроль за их соблюдением, проведены широкие и разнообразные рекламные кампании и пр., что также создавало почву для появления «Диснейленда».
Успехом, в том числе экономическим, Чикагская выставка во многом была обязана «улице удовольствий» с магазинами, театрами, зверинцами и т.д. Здесь можно было перенестись в пространстве и посмотреть представление на каирской улице, побывать в персидском дворце и турецкой деревне, оказаться на японском базаре, увидеть гавайский вулкан Килауэа и уменьшенную копию Эйфелевой башни, посетить венское кафе. На «улице удовольствий» было установлено первое в мире колесо обозрения, которое позднее было перенесено на Кони-Айленд. Эта гигантская конструкция высотой с 18-этажный дом и массой свыше 1 тыс. т, приводившаяся в движение двумя паровыми машинами мощностью в тыс. л.с. каждая, стала «визитной карточкой» Чикагской выставки. За время ее работы на аттракционе прокатилось почти 1,5 млн человек, заплатив за 20 мин острых ощущений по 50 центов. Появление колеса обозрения положило начало новой тенденции — механизации объектов развлечений, в полной мере проявившейся в тематических парках.

Последняя предвоенная Всемирная выставка 1939 г. в Нью-Йорке была организована как символ преодоления американской нацией Великой депрессии конца 20-х — середины 30-х гг. XX в. Она стала не только крупной вехой в развитии выставочного дела, но и вписала очередную яркую страницу в предысторию тематических парков. Нью-йоркская выставка примечательна во многих отношениях. В первый день ее посетили 200 тыс. человек. Выставка была посвящена теме «Мир завтрашнего дня». Ее символами стали 210-метровая трехгранная стела «Трилон» и павильон «Перисфера» в виде шара диаметром 56 м. Они были соединены огромным спиральным пандусом, оборудованным самым длинным в то время в мире эскалатором. Внутри шара находилась модель города 2039 г. — «Демокрасити» (Democracity — объединенные в одно целое слова «демократия» и «город») со световыми и звуковыми эффектами, с курсирующими поездами и автомобилями. Будущее представлялось лучезарным и прекрасным, и думать о нем было необыкновенно захватывающе. Эта экспозиция явилась праобразом «Страны будущего» в современных тематических парках. Гвоздем программы Нью-йоркской выставки стала гигантская движущаяся диорама «Футурама», созданная для павильона «Дженерал Моторс». Она ежедневно позволяла 27 тыс. посетителей совершить в полной темноте 15-минутное путешествие в мир будущего по кольцевому маршруту длиной 480 м. Позднее поездки в темноте будут положены в основу многих аттракционов тематических парков.

Всемирная выставка в Нью-Йорке была нацелена на восстановление массового потребительского рынка с тем, чтобы стимулировать промышленное производство, парализованное экономическим кризисом конца 20-х гг. ХХ в. Она имела решающее значение для формирования нового типа потребителей, которым в скором времени предстояло стать основной клиентурой тематических парков. При покупке благ эти потребители руководствовались не столько принципом полезности, сколько стремлением укрепить социальное положение, престиж или приобрести такой продукт, который у них ассоциировался с определенным образом жизни. Тематические парки, уловив едва наметившуюся тенденцию, использовали манящий образ «самого счастливого места на земле» для привлечения посетителей. В этом отношении показательно поведение некоторых производителей товаров повседневного спроса, которые покупали права на рекламу и продажу своих изделий в «Диснейленде», стимулируя посетителей переходить все дальше к следующим аттракционам.
 


 


Вы будете первым, оставившим свой отзыв! (Только для зарегистрированных пользователей)