Начиная со второй половины XVII в. в Европе появляются новые формы организации и проведения досуга. Возникают приморские лечебные курорты, уличные театрализованные представления перемещаются в специально построенные здания — современного вида театры, а площадные забавы с участием скоморохов разного рода и ранга, великанов и карликов, «ученых» зверей постепенно уступают место бродячим циркам. В конце XVIII и особенно в начале XIX в. широкое распространение получают частные зрелищные предприятия (театры, цирки и т.д.), и возрастает значение антрепренёров. К концу XIX в. на смену ярмарочным увеселениям приходят парки развлечений. Вошедшее в это время в широкий оборот слово «парк» ассоциировалось с общедоступными местами для отдыха, с особым зрелищно-увеселительным характером времяпрепровождения в них и деятельностью первых предпринимателей в сфере развлечений, т.е. со всем тем, что позднее нашло законченное выражение в тематических парках.

Парки развлечений были порождены эпохой промышленных переворотов и формирования индустриального общества. Электрификация, повсеместное внедрение различных машин и механизмов изменили облик этих увеселительных заведений, а сами развлечения приняли новые формы. Складывался рынок массовых зрелищно-увеселительных услуг, и парки развлечений превратились в излюбленные народом места отдыха, всегда шумные, ярко освещенные, с разнообразными аттракционами и видами рекреационной деятельности. Их популярность еще больше возросла в начале ХХ в., когда повысились доходы населения, у людей стало больше свободного времени, появились более совершенные системы общественного транспорта и увеличилась мобильность населения, а только что возникшие
средства массовой информации, такие как радио, активно содействовали этому росту популярности.

Первый в мире парк аттракционов «Дирехавсбаккен» (Dyrehavsbakken), или сокращенно «Бакен», был построен в 1583 г. в Дании. В основе его создания лежала легенда о девочке, которая, гуляя в Королевском оленьем парке, увидела родник и принесла домой воды из него. Воду посчитали целебной, и вскоре это место стало излюбленным местом отдыха датчан. Артисты стали разыгрывать здесь уличные представления, затем начали строить балаганы. Впоследствии возле родника возникли постоялые дворы. Данное событие считается началом истории стационарных парков аттракционов. Датский парк «Баккен» никогда не прерывал свою работу и продолжает функционировать по сей день, предлагая своим гостям уникальные развлечения и особую атмосферу. Его аттракционы созданы под старину, владельцам парка удалось сохранить удивительный дух Европы XVI века. Это вторая по посещаемости достопримечательность Дании. Визитная карточка парка – белый клоун Пьеро, который развлекает малышей. Здесь действует единственный в своем роде датский мюзик-холл (BakkensHvile) и самый большой в Дании цирк-ревю.

В США расцвет парков развлечений пришелся на первое десятилетие ХХ столетия. Основные увеселения были сосредоточены на о. Кони-Айленд, где находилось четыре парка: «Си Лайон Парк» (Sea Lion Park — Парк морского льва, 1895 г.), «Стиплчейз Парк» (Steeplechase Park — Бег с препятствиями, 1897 г.), «Луна-Парк» (Luna Park — Парк Луны, 1902 г.), которому обязаны своим названием все луна-парки мира, и «Дримленд» (Dreamland — Сказочная страна, 1911 г.). Кони-Айленд быстро стал развлекательной «Меккой» страны благодаря выгодному положению в прибрежном районе Нью-Йорка.
Кони-Айленд можно смело назвать предшественником «Диснейленда» и прародителем многих современных парков развлечений. Десятки сказочных башен, куполов и минаретов, специально подсвеченных, зазывали посетителей и создавали незабываемое впечатление. Кони-Айленд часто сравнивали с электрическим эдемом. Первые годы аттракционы освещались керосиновыми лампами, а в 1879 г. сам Т. Эдисон зажег здесь свою первую лампочку, и скоро сотни тысяч их украсили парковые сооружения. Не зря Кони-Айленд нарекли миниМанхэттеном: особенно по ночам он казался не парком, а настоящим городом, счастливым и беззаботным. О его зажигательной энергии, уходящей в самое небо, писал Максим Горький.
Кони-Айленд произвел революцию в оснащении парков развлечений. Технические изобретения, прежде использовавшиеся лишь в промышленном производстве, нашли теперь применение и в сфере досуга. Установленная на Кони-Айленде «американская горка» — легендарный «Циклон» — была первым по-настоящему экстремальным аттракционом, при одном только взгляде на который у людей перехватывало дыхание. Те из них, кто отваживался прокатиться на ней, испытывали совершенно новые ощущения. Так, летчик-испытатель Ч. Линдберг заявил, что поездка на «Циклоне» впечатлила его гораздо больше, чем совершенный им перелет через Атлантику. Многие городские газеты окрестили «Циклон» «девятым чудом света». Примечательно, что «восьмым» они считали колесо обозрения, появившееся на Кони-Айленде девятью годами раньше.

Аттракционы в парках Кони-Айленда поражали разнообразием. Кроме катания на уже упомянутых «американской горке» и колесе обозрения посетители могли совершить поездку на мини-поезде в крытом павильоне со сценическими декорациями (впервые такая поездка была предложена на Всемирной выставке в Буффало в 1901 г. как «полет на Луну»), поучаствовать в гонках на стальных двигавшихся по рельсам лошадках или мысленно перенестись в Венецию и прокатиться на лодках по каналам, а также посмотреть необычное представление с огнем. Аттракцион «Извержение Везувия» соседствовал здесь с японским садом и традиционным поселением эскимосов. Новые технологии, световые эффекты, наконец, экзотическая тематика — все это дало возможность создать принципиально новый продукт в сфере досуга. В парках развлечений на Кони-Айленде посетители погружались в особый чудесный мир, волнующий, восхищающий и радующий одновременно. Здесь реальность породнилась с мечтой. Этот мир позволял детям и взрослым воспарить над окружающей их прозой жизни и потому был таким привлекательным. Согласно некоторым источникам, летом 1909 г. на Кони-Айленде побывало 20 млн человек. Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа З. Фрейд, также посетивший «остров удовольствий», считал пребывание на Кони-Айленде самым интересным событием за время его американского турне.

В Европе первый парк развлечений, аналогичный американским луна-паркам, «Блэкпул Плеже Бич» (Blackpool Pleasure Beach — Берег удовольствий) был открыт на самом северном морском курорте Великобритании в Блэкпуле в 1896 г. Он удачно дополнил пирс — традиционное место увеселений на европейских морских курортах. Хотя этот парк создавался с учетом американского опыта (его основатель англичанин Дж. В. Бин долгое время жил в США, где наблюдал рост популярности луна-парков), он имеет европейские корни. В отличие от американских луна-парков, создававшихся с самого начала как объекты инфраструктуры, европейские парки развлечений ведут начало от «садов удовольствий», имевших природную основу. Например, парк развлечений «Баккен» (Bakken) в Дании, существующий до сих пор, был основан в 1583 г. в качестве общедоступного сада.


Вы будете первым, оставившим свой отзыв! (Только для зарегистрированных пользователей)