Современные тематические парки играют большую роль в формировании социального пространства. Основополагающей идеей тематических парков стало «производство праздника». Они получили глобальное распространение и оказывают заметное влияние на культуру населения, динамику социальных процессов, региональное развитие, экономику и т.д.

Наиболее известным брендом среди тематических парков является сеть парков Диснейленд, созданной У. Диснеем, давно получившим образное определение «микрокосмов Запада». Парки У. Диснея часто воспринимаются как символ общества потребления и американизации мира, что часто порождает многочисленные критические замечания в адрес этого явления.

Тематические парки стремятся создать для своих посетителей всеохватный опыт, погружая в дополненную реальность, унося в искусственное пространство и время. Дизайнеры постоянно расширяют диапазон воздействия на чувства и восприятие, стремясь превзойти ожидания посетителей и провоцируя возвращаться снова и снова.

Основное влияние на современное развитие индустрии оказывают постоянно возникающие новые технологии в медиа и компьютерной графике, а также расширяющийся спрос на развлечения. Растущая популярность реалистичной компьютерной графики в фантастических фильмах и мультфильмах, популярность мифов и фэнтези-хроник создали избыток тем для использования в тематических парках, а также задали высокую планку в индустрии развлечений: посетители ждут все более изобретательных сенсорных стимуляций и нового эмоционального опыта.

 Определения парков

В специальной литературе существуют разные подходы к определению тематических парков. Один из них — расширительный, когда под тематическим парком понимается крупный парк отдыха с аттракционами, ресторанами, магазинами, отелями. Наряду с парками аттракционов к ним относятся иные предметно-ориентированные парки (например, «Пушкинские горы» в Псковской области), а также дельфинарии, океанариумы, зоопарки всех видов, иные парки всевозможных развлечений для широкой публики и туристов, детей и взрослых.

Другой подход основан на выделении ряда отличительных признаков, обособляющих тематические парки не только от парков других типов, но и от всех остальных объектов досуга и развлечений. Согласно этому подходу, тематические парки — это искусственно созданные познавательно-развлекательные парки, все структуры которых объединены общей темой. 

 Направления

Тематические парки специализируются одновременно по нескольким направлениям, прежде всего развлекательному, культурно-познавательному, а также образовательному. Расширению направлений специализации способствует парковая анимация. Она способствует выполнению тематическими парками ряда необходимых для человека функций: 

  • адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, располагающей к отдыху; 
  • компенсаторную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;
  • стабилизирующую, создающую положительные эмоции и способствующую психической стабильности;
  • информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;
  • образовательную, дающую возможность приобрести в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;
  • совершенствующую, способствующую интеллектуальному и физическому совершенствованию;
  • рекламную, делающую туриста с помощью анимационных программ парка носителем рекламы данной страны, региона, туркомплекса, отеля, туркомпании и т.д.

В дополнение к воспитательной функции, тематические парки способны выполнять и дополняющие ее патриотическую и воспитательную функции, воспитывать гордость и уважение к своей стране, населяющим ее народам, достижениям и вкладу в развитие мировой цивилизации.

 История

Хотя есть парки развлечений, которые возникли задолго до открытия Диснейленда в 1950-х годах, но именно Диснейленд популяризировал идею тематического парка, который с тех пор стал образцом для других парков во всем мире. Disney Parks and Resorts продолжают доминировать в отрасли по показателю суммарных доходов, но и другие компании набирают популярность и активно расширяют свою деятельность. Концепция тематического парка сегодня распространилась далеко за пределы Соединенных Штатов – в Японию, Китай, Францию и многие другие страны мира.

Тематические развлекательные парки относятся к типу предприятий, предоставляющих досуговые услуги населению, организующие и формирующие их. В зарубежной практике принято выделять услуги отдыха и развлечений в отдельную группу, входящую в так называемые потребительские услуги. Например, отдых и развлечения включены в потребительские услуги населению (сюда же включены личные услуги бытового обслуживания). В среднем американцы тратят значительное количество средств на отдых и развлечения (совокупные затраты на эти цели в 3 раза превышают расходы на здравоохранение)

 Досуг

Досуг имеет важное значение для удовлетворения потребностей личности, предоставляет возможность человеку реализовывать потребности своего внутреннего развития, что в полной мере не возможно в рамках повседневной жизни, способствует снятию напряженности и стабилизации в обществе, установлению взаимосвязи поколений и др. 

Предприятия различных видов развлечений, отдыха и культуры разделяются условно на три группы.

Первая группа: театры и студии, кинотеатры всех видов и рангов, музыкальное обслуживание и оркестры, танцевальные залы, студии, музыкальные автоматы в местах общественного пользования.

Вторая группа: предприятия, организующие активный отдых для населения: плавательные бассейны, роликовые и ледяные катки, тиры, школы верховой езды, клубы игры в гольф, бейсбольные и футбольные клубы, площадки для игры в кегельбан, парки отдыха, прокатные станции лодок и каноэ, пляжи, стадионы, легкоатлетические поля и т. д. В эту же группу могут быть отнесены и тематические парки развлечений.

Третья группа: всякого рода азартные игры.

Предприятия, предоставляющие услуги для активного отдыха, забирают у населения 45 % расходов, которые тратятся на все виды развлечения и отдыха. Для этой подгруппы услуг принято рассчитывать количество, приходящееся на 1 млн жителей, плавательных бассейнов, пляжей, ледяных и роликовых катков, прокатных станций лодок и каноэ, клубов по игре в гольф, школ верховой езды, площадок для игры в кегельбан и т.д.

 Услуги

В России не принято выделять досуговые услуги в отдельную группу, но относящиеся к ним по своей сути услуги включены в те или иные группы платных услуг «Общероссийского классификатора услуг населению». Основным признаком или параметром отнесения услуги в группу досуговых принята ее принадлежность к развивающим и/или развлекательным услугам, потребляемым в свободное от работы и учебы время. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014, основная деятельность тематических парков развлечений может быть отнесена к категории ОКВЭД 90 «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», и ОКВЭД 93 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений». Также деятельность тематических парков развлечений прямо или косвенно включает еще более 10 видов деятельности. Досуговые услуги являются важнейшей составляющей так называемой социальной экономики, категории чрезвычайно многогранной, охватывающей обширный круг экономических объектов и процессов. В связи с этим изучение потребностей людей в области проведения досуга является частью социальной экономики, которая изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей в тех или иных досуговых услугах, потребительские запросы, структуру потребления услуг, выделяет потребности различных социальных групп, регионов с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей услуг досуга.

Так как социальная экономика ориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов, интересов, потребностей, то о ее состоянии и развитии судят по тому, как живут люди, а, соответственно, и по тому, как они работают и проводят свой досуг. При всем многообразии жизненных проявлений можно сформировать общее представление об условиях, в которых работают и отдыхают люди, о том, насколько они довольны этими условиями. Все это вместе взятое определяет качество жизни. Качество жизни охватывает и характеризует весь диапазон ее свойств, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни.

 Выводы

Поэтому абсолютно не случайно возникновение такого явления, как тематические парки и парки развлечений. Индустрия отдыха, или индустрия развлечений, возникла в тот момент, когда широкой общественности стали предлагаться программы социального развития и культурного отдыха, появилась необходимость в управлении отдыхом, когда отдых стал рассматриваться как неотъемлемая часть социальной, экономической и культурной жизни общества. Необходимость в обеспечении качественного отдыха способствовала появлению, развитию и процветанию предприятий отдыха. Среди них тематические парки занимают ведущее место. Повышенный спрос на такого рода отдых и развлечения способствовал быстрому распространению парков развлечений. По данным известной консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers, на сегодняшний день в Европе насчитывается около 300 парков, специализирующихся на предоставлении развлекательных услуг. Среди них именно тематические парки обладают наибольшей аттрактивностью (привлекательностью) для посетителей. Ввиду популярности и востребованности, для каждого парка стал необходимым поиск концептуального решения и стратегии позиционирования, чтобы завоевать посетителя своей неповторимостью и уникальностью. Современные тематические парки привлекают посетителей своей неповторимой концепцией отдыха.


Вы будете первым, оставившим свой отзыв! (Только для зарегистрированных пользователей)