В Европе, по самым приблизительным оценкам, построено около двух десятков крупных тематических парков, не считая многочисленных аквапарков. Наиболее известные из них принимают от 2 до 12 млн посетителей в год каждый.  Среди европейских тематических парков специалисты выделяют несколько поколений.  Целая группа парков Европы имеют многолетнюю историю, корнями уходящую в XVI– XVII вв. («Бакен» и «Тиволи Гарденс» в Копенгагене, «Грона Лунд» в Стокгольме, «Лизеберг» в Гетеборге, «Парк Пратера» в Вене, и др.) – т.наз. «протопарки», или парки БалтийскоСредиземноморского поколения.  Другая часть парков – современные молодые парки, задуманные и построенные либо с учётом концепции У. Диснея, либо согласно собственной оригинальной тщательно продуманной идее (например, «Фютюроскоп» во Франции). Среди них выделяются следующие «поколения». Тематические парки первого (Североморского) поколения создавались в 1950–1960-е гг. Их ещё трудно было отличить от парков развлечений. Это были семейные предприятия с небольшим числом посетителей. Типичными примерами могут служить парк «Эфтелинг» (позднее обновлённый), открытый в Нидерландах в 1952 г., и «Фантазиаланд», построенный в Германии в 1967 г. Тематические парки второго (т.наз. Германского) поколения сыграли важную роль в распространении этого феномена в 1970-х гг. В этот период тематические парки развивались преимущественно в Западной и Северной Европе. Это были небольшие региональные парки, находившиеся в основном в семейном бизнесе, например «Хайде Парк» или «Европа Парк» в Германии. Анонсированное в середине 1980-х гг. открытие парка У. Диснея в Европе придало новый импульс развитию паркового дела в Старом Свете на ближайшие 15 лет. Оно способствовало появлению новых инициатив со стороны инвесторов и управляющих компаний. Рост свободного времени и доходов населения сопровождался бумом в строительстве новых тематических парков. Инвестиции направлялись и в действующие парки. Особенно интенсивно это происходило во Франции, где во второй половине 1980-х гг. был создан ряд тематических парков, в частности парк «Астерикс». Франция превратилась в эпицентр паркового дела в Европе, обойдя Германию. Эти процессы были характерны для третьего (Французского) поколения тематических парков. Следующее, четвёртое (Средиземноморское) поколение парков появляется вместе с открытием парижского «Диснейленда», оказавшего большое влияние на складывающуюся европейскую систему парков. Это влияние шло по шести направлениям: 1) распространение паркового бизнеса в Европе и материализация мультипарковой концепции курорта; 2) предоставление образовательных услуг в секторе тематических парковых развлечений как ответ на возросшие запросы к качеству отдыха; 3) введение одноразовой входной платы за пребывание и развлечения в парке в течение целого дня; 4) использование сложных и эффективных маркетинговых технологий и создание маркетинговых планов для продвижения услуг тематических парков; 5) повышение квалификации парковых менеджеров посредством организации специальных тренингов – подготовка будущей элиты европейского рынка тематических парковых развлечений; 6) правильное позиционирование тематических парков
на рынке. Кроме того, на этом этапе начались активные слияния-поглощения, приводящие, с одной стороны, к исчезновению некоторых имён, а с другой – к появлению транснациональных парковых компаний.
 
 
 
 Многие из европейских тематических парков взяли за основу американскую модель развития. Однако в Европе спрос на подобного рода развлечения не так велик, как в Северной Америке, чтобы оправдать огромные инвестиции, вкладываемые, например, в «Юниверсал Студиос» или «Диснейленд». Проектировщики тематических парков в Старом Свете имели более скромные финансовые возможности и не такие большие земельные участки под строительство. Тем не менее они научились создавать одни из лучших парков и аттракционов в мире. Таким образом, одной из основных особенностей европейских тематических парков является их более низкая, чем у американских, капиталоёмкость и, как результат, – стоимость. С этим связана и другая особенность европейских тематических парков – их небольшие размеры и меньшая пропускная способность. Если парижский «Диснейленд» ежегодно принимает 9-12 млн посетителей, то «Европа Парк», который по посещаемости занимает второе место в регионе, следует за ним с отрывом в 4-6 млн человек. Многие парки из первой десятки в Европе принадлежат парковым корпорациям. Но при этом они не теряют своей специфики и, в отличие от американских, не «диснеизируются». В целом в Европе тематические парки развивались медленнее, чем в Северной Америке, особенно в США, и в гораздо более скромных масштабах. С одной стороны, это было связано с мировыми войнами, в результате которых ведущие страны региона понесли огромные людские и материальные потери. С другой – с изобилием исторических достопримечательностей и многообразием культур. С третьей – с различиями в мотивациях отдыха европейцев и американцев. В Европе в 1960–1970-е гг. европейцы отдыхали семьями, осматривая достопримечательности. Они больше тянулись к познанию окружающего мира, нежели к развлечениям. Как бы то ни было, европейские тематические парки в отличие от американских стремились подчеркнуть региональную специфику, а не выделиться размерами инвестиций. География тематических парков в зарубежной Европе сегодня охватывает преимущественно государства, входящие в Европейский Союз (27 из 50 европейских стран). Парковое дело больше развито в Западной Европе, лидирующей по основным показателям: количеству самых популярных парков (5 из 10 или 12 из 20), числу посещений, величине доходов. На втором месте Южная Европа, которая в первой двадцатке в 3 раза уступает Западной Европе по количеству тематических парков. На третьем месте со значительным отставанием находится Северная Европа. Наконец, на последнем – Центральная и Восточная Европа, где нет ни одного крупного тематического парка, входящего в ведущую двадцатку. Большие тематические парки обычно расположены в непосредственной близости от основных урбанизированных районов, а малые тяготеют к традиционным курортам. Одна часть из них сориентирована на приём иностранных туристов, приезжающих в отпуск, другая – на экскурсантов из близлежащих районов. Соотношение этих категорий посетителей варьируется от парка к парку. Например, парижский «Диснейленд», как и парки У. Диснея в США, на 60% «загружен» туристами из-за рубежа, тогда как в расположенном неподалёку парке «Астерикс», типичном для Европы, их доля составляет не более 15% всех посетителей. Европейские парки освоили сегмент потребительского рынка, состоящий в основном из однодневных посетителей. Несмотря на то что европейские парки уступают американским по капиталоёмкости, пропускной способности, посещаемости и доходности, в последнее время в парковом деле Европы отмечаются положительные тенденции. Потенциал роста, существующий здесь в основном за счёт рынка стран Центральной и Восточной Европы с дешёвой землёй и рабочей силой, начинает постепенно осваиваться. В XXI в. Европа вошла с новым рекордом, когда за один год в 16 тематических парках было построено 22 «американские горки» – больше, чем когда бы то ни было в истории региона. Сегодня концепции и форматы европейских тематических парков становятся все более разнообразными. Например, старые гольф-поля превращаются в семейные тематические парки с искусственно воссозданными деревнями, джунглями и т.д. Увеличивается количество тем, основанных на местной культурной идентичности.
Вместе с тем в развитии тематических парков по европейскому пути по-прежнему есть ряд узких мест: «тематические» ошибки (выбор невостребованных тем), недостаток ноу-хау, нехватка экспертных компаний, отсутствие специализированных операторов, низкий уровень инвестиционной активности, зависимость от локальных рынков, невысокие (по сравнению с Северной Америкой) расходы населения на отдых и не столь массовое его вовлечение в потребление вообще и в потребление такого рода услуг в частности, дорогая рабочая сила. Решение этих проблем видится на пути консолидации, репозиционирования, реновации и реинвестирования.
 
 
EuroCaseStudy: Успешные и провальные проекты тематических парков в Европе
 
Для получения более полной картины развития тематических парков в зарубежной Европе целесообразно привести примеры успешного и провального парковых проектов. Многие тематические парки в Европе, имеющие долгую историю, первоначально были созданы одним человеком в качестве площадки для развлечений. Некоторые из них до сих пор остаются семейным бизнесом. К ним относится парк «Блэкпул Плеже Бич» (Blackpool Pleasure Beach – Берег развлечений в Блэкпуле) (Великобритания). Он возник в конце XVIII в. на морском курорте Блэкпул и первоначально располагал небольшим числом аттракционов, но из-за роста популярности быстро расширился. Его развитие замедлилось во время Первой мировой войны, но сразу после ее окончания в парке были построены одни из первых в мире деревянные «американские горки». Во Вторую мировую войну работа парка снова была приостановлена, а затем возобновилась. В последнее время тематический парк развивался благодаря притоку инвестиций в строительство новых передовых аттракционов. Среди них есть и чрезвычайно дорогие: самые высокие и самые быстрые «американские горки» Европы – «Пепси Макс» (18 млн дол.), которые видно за 2 км, а также аттракцион «Валгалла» (более 20 млн дол.). Со дня основания и по сегодняшний день парк переходит от отца к сыну. Одним из ключевых факторов, сделавших «Блэкпул Плеже Бич» успешным, было его местоположение. Деловое предвидение основателя парка подсказало ему купить один гектар земли в центре курорта на пути местного публичного променада. Грамотный подход к планировке помог устроителям создать очень компактный, высокой плотности тематический парк. Аттракционы накладываются и переплетаются в едином дизайне, дополняя друг друга, что обеспечивает возможность сравнительно продолжительного пребывания в парке (более чем один день). Парк работает с полной нагрузкой круглый год. «Блэкпул Плеже Бич» применяет разные методы, чтобы привлечь посетителей в парк и развлечь их. В то время как многие городские тематические парки ввели единые входные билеты по цене, покрывающей посещение всех аттракционов в течение дня, в этом парке имеется широкий выбор билетных схем (от разового билета на посещение отдельных аттракционов до единого билета с неограниченным посещением всех аттракционов). Они позволяют парку максимизировать доход и охватить более широкую потребительскую аудиторию. «Блэкпул Плеже Бич» является хорошим примером развития парка, опыт которого может быть использован для дальнейшего совершенствования паркового дела и его развития в России. Наряду с положительными примерами в истории европейских тематических парков есть и примеры неудачных проектов. Так, «Миллениум Доум» (Millenium Dome – Купол тысячелетия), так же как и «Блэкпул Плеже Бич» находящийся в Великобритании, должен был стать грандиозным развлекательно-образовательным комплексом по типу «ЭПКОТцентра» У. Диснея во Флориде. Он был предназначен для популяризации последних достижений в области науки и техники через игру. Устроители намерены были создать популярный досуговый комплекс на британскую тему, охватывающую все стороны жизни общества – от религии до технологии. Предполагалось, что «Купол тысячелетия» станет городской достопримечательностью – символом нового тысячелетия. На проектирование и строительство парка было выделено более 1 млрд дол. Финансирование осуществлялось из
разных источников – преимущественно на деньги, вырученные от проведения лотерей, а также за счёт частного субсидирования. Общеизвестно, что при разработке и реализации подобного рода широкомасштабных проектов следует неукоснительно соблюдать одно непреложное правило. После проведения маркетинговых исследований и выявления потребностей рынка, предложения и обсуждения концепции (в данном случае концепции парка), составления и окончательного утверждения проекта внесение в него любых изменений недопустимо, поскольку они неминуемо приводят к негативным финансовым последствиям. Во время проектирования «Купола тысячелетия» это правило не было учтено. С самого начала проект отличался невнятным содержанием. Множество сторон, задействованных в нем, преследовали главным образом собственные интересы. Под их нажимом проект постоянно пересматривался, что в свою очередь приводило к дополнительным затратам. В результате стоимость проекта возросла до 2 млрд дол., практически вдвое превысив первоначально запланированный бюджет. Эта сумма ушла на возведение только одного здания в Лондоне, в то время как строительство всего парижского «Диснейленда» обошлось в 1,5 млрд дол. К тому же при разработке проекта «Купола тысячелетия» не были в должной мере учтены потребности рынка, и для немногочисленных посетителей так и остались непонятными замыслы проектировщиков. Запланированная посещаемость в 12 млн человек в первый год эксплуатации так и не была достигнута. Под «Куполом тысячелетия» побывало в общей сложности 6 млн человек, прежде чем парк был закрыт 1 (После смены владельца «Купол тысячелетия» превратился в крупный спортивноразвлекательный центр, где проходят престижные соревнования и концерты звезд эстрады). Похожая судьба могла постигнуть и самый посещаемый сегодня тематический парк в Европе – парижский «Диснейленд», который из-за неверной оценки аудитории (менеджеры «Уолт Дисней Компани» ошибочно полагали, что европейцы, как американцы, выстроятся в огромную очередь на вход) до сих пор так и не вышел на запланированный уровень загрузки.


Вы будете первым, оставившим свой отзыв! (Только для зарегистрированных пользователей)